Кризис среднего возраста есть не только у людей, но и у обезьян. Профессор
В качестве модельных объектов были выбраны шимпанзе и орангутаны как наиболее близкие человеку виды. Обезьян совместно обследовали психологи, приматологи и даже экономисты. Они «опросили» 508 обезьян разных возрастов из разных зоопарков. Точнее говоря, опросили они не самих обезьян, а тех, кто за ними ухаживает: смотрителей, волонтеров и сотрудников зоопарка, работавших с каждой конкретной обезьяной не менее двух лет.
Анкета из четырех пунктов похожа на ту, которая используется у людей. В первом пункте нужно было определить уровень хорошего настроения у обезьяны в сравнении с плохим. Во втором – оценить, сколько удовольствия обезьяна получает от социальных ситуаций. В третьем – насколько успешны обезьяны в достижении своих целей. В четвертом – сами оценивающие должны были ответить, насколько они были бы счастливы, если бы на неделю стали этой конкретной обезьяной.
Исследование показало, что самки и самцы шимпанзе и орангутанов имеют одинаковую U-образную кривую: их настроение снижается к середине жизни и снова повышается к старости. Различия между особями в социальных ролях на результаты при этом практически не влияют. Кризис среднего возраста, таким образом, не является исключительно человеческим феноменом. Один из авторов статьи, Александр Вайсс,
«Нет шимпанзе, у которых наступил средний возраст, и внезапно они захотели блестящие красные спортивные машины», – объясняет Вайсс. – Но существуют другие вещи, которых они хотят. Например, спариваться с большим количеством самок или получать доступ к большему числу ресурсов».
Теория U-образной «кривой счастья» была предложена в свое время экономистом Эндрю Освальдом и его коллегами. Для интересующихся:
Комментариев нет:
Отправить комментарий